Кто такие софисты и с чем их едят?! Для большинства современных людей этот термин не понятен, и это не удивительно. Софистами называли преподавателей наук и искусства еще в Древней Греции. Это было своеобразное направление философов. Даже само их название в переводе с греческого означает «мудрствующие».
Софисты были универсальными учителями, которые обучали всех желающих мудрости. В те времена считалось, что обучение должно быть построено не на получении знаний, а на умении рассуждать.
На начальном этапе софистика была просветительского характера, однако, ее основой были принципы, которые породили пустословие. Впоследствии софистика стала особым учением о том, как правильно опровергать или защищать любое положение. Люди начали изучать ряд практических приемов, основанных на использовании тавтологий, например «веревка есть вервие простое». В те времена появилась игра словами, которые не имели смысла и, конечно же, рассуждения, так называемые софизмы.
Любое высказывание в стиле софизма можно сочинить, выдавая ложную суть за истину, скрыв при этом любые доказательства противоположности. Примеров высказываний сохранилось бесчисленное количество, некоторым даже тысячи лет. Например, высказывание, которому уже более двух тысяч лет: «То, что не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь», или более свежий пример: «Требуется доказать, что у таракана орган слуха находится в ногах. Сравните поведение двух тараканов: нормального с другим, у которого оторваны ноги. Положим двух тараканов рядом, отпустим и постучим. Тот, который остался с ногами, побежит, а безногий останется на месте. Следовательно, у тараканов слух в ногах».
Софизмы практически каждого могут привести в тупик, так и не открыв истину. Это словесное пустословие способен разобрать только вдумчивый и опытный человек. Например, одно из «научных» сочинений софиста Георгий Леонтинского уже своим названием настораживает – «О несуществующем, или о природе». В своем сочинении Георгий установил три положения, к которым никак нельзя предъявить претензии на фундаментальность. Первое: «Ничего на свете не существует». Следующее: «Если что-либо и существует, то оно непознаваемо для человека». И последнее: «Если и познаваемо, то непередаваемо для ближнего».
Автор горел желанием доказать, что нет никаких критериев у истины. Многие критики считают, что для этого было достаточно третьего положения, но автор захотел продемонстрировать свою дерзость, для чего и начал строительство софизмов, начиная с общего: «Ничего на свете не существует». Но как же доказать, что на свете ничего не существует?! Автор это делает при помощи своих софизмов: «Если что-нибудь существует, то оно есть или бытие, или небытие, или бытие совместно с небытием»; «Если небытие существует, то оно будет вместе существовать и не существовать. Ведь поскольку оно мыслится несуществующим, оно не будет существовать, а если допустим, что небытие есть, то оно будет существовать. Но совершенно бессмысленно, чтобы что-нибудь вместе существовало и не существовало». Из последнего следует, что небытие не существует.
Следующее доказательство касается того, что бытие не существует: «Если бытие существует, то оно или вечно, или возникло, или вечно и возникло (и то, и другое)»; «Пусть бытие вечно, тогда оно не имеет начала. В самом деле, все возникающее имеет какое-либо начало, вечное же, существуя невозникшим, не имело начала. Не имея начала, оно бесконечно. Если же оно бесконечно, то оно где?».
Данным способом построено все сочинение, в котором все предельно объясняется, и нет возможности этого оспаривать. Многих софизмы могут повеселить своей непонятностью, но на самом деле они учат логике и развивают нестандартное мышление. Но эта игра слов может нанести и серьезный вред тому, кто не способен разобраться во всей паутине софистики. Именно поэтому, совсем не удивительно, что игра слов может быть мощным орудием в руках определенного типа людей.